Транспорт

Транспорт и дорожное хозяйство

Административный центр Сунтарского улуса с.Сунтар находится на расстоянии в 985 км наземным,  730 км  воздушным и в 1151 км  водным путем от столицы Республики Саха г. Якутска.

Транспортная схема Сунтарского улуса сложная. Есть автотрассы федерального, республиканского и муниципального значения. Общая протяженность автомобильных дорог в улусе составляет – 660 км.

Федеральная автотрасса «Вилюй» проходит по улусу на участке 847 км по 1152 км, общая протяженность составляет 305 км, грунтовой автодороги, которая из-за отсутствия мостов через реку Вилюй (Устье, Крестях) действует 7 месяцев в году. В летнее время переправа осуществляется паромами, а в зимнее – через ледовую переправу.

К дорогам Республиканского значения относится грунтовая автодорога Устье-Кемпендяй протяженностью 55 км.

Протяженность муниципальных автомобильных дорог составляет – 300км, в т.ч. грунтовой – 212,7 км, автозимника – 85,3км и с твердым покрытием – 2 км:

  • Шея – Тюбяй-Жархан – 16км, грунтовая;
  • Шея – Тюбяй – 3,6км, грунтовая с переправой через р. Вилюй;
  • Кутана – Кюкяй – 9км, грунтовая;
  • Подъезд к с.Тумул – 2,6км, грунтовая;
  • Подъезд к с.Кутана – 5км, грунтовая;
  • Подъезд к с.Толон – 1,1км, грунтовая;
  • Подъезд к с.Эльгяй – 6,3км, грунтовая;
  • Подъезд к с.Хоро – 14,8км, грунтовая;
  • Подъезд к с.Кюндяя – 8,1км, грунтовая;
  • Сунтар – Сарданга – 42км, грунтовая;
  • Сарданга – Тянкя – 40км, грунтовая;
  • Подъезд к с.Хадан – 4,3км, грунтовая;
  • Сунтар – Туойдах – 20,3км, автозимник;
  • Подъезд к с.Аллага – 2км, грунтовая;
  • Тойбохой – Жархан – 30км, грунтовая;
  • Подъезд к с.Мар-Куель – 11,4км, грунтовая;
  • Крестях – Куокуну – 16,5км, грунтовая;
  • Крестях – Вилючан – 65км, автозимник;
  • Сунтар – Авиапорт – 2км, твердое покрытие.

 

Для доставки грузов водным транспортом в период навигации, в с.Сунтар имеется бетонированный причал для разгрузки ППТН, товаров народного потребления и причал для разгрузки ТЭР и ГСМ Сунтарской нефтебазы.

Круглогодично функционирует аэропорт, который принимает самолеты типа АН-24, 26. Площадь посадочной площадки составляет 120 тыс.кв.м.

Пассажироперевозкой в улусе занимается созданное в 2008 году муниципальное унитарное предприятие «АТП». МУП «АТП» занимается перевозкой пассажиров как внутри с.Сунтар, так и межпоселенческими перевозками пассажиров по маршрутам Сунтар-Куокуну-Сунтар и Сунтар-Шея-Сунтар.

 

Дорожное хозяйство

В аукционе на содержание федеральной автотрассы «Вилюй» на 2009 год по участку 847 км по 1152 км выиграл ООО «Айан-Суол». По субподряду ООО «Айан-Суол» на участке 961-1152 км работает ОАО «Сунтаравтодор».

 

Строительство и содержание муниципальных

автомобильных дорог Сунтарского улуса за счет средств местного бюджета

 

Наименование объектов

Сметная стоимость

Примечания

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

Содержание муниципальных дорог 

9 000

11 000

13 000

очистка снега, грейдерование

2

Строительство а/дороги Крестях-Хордогой (софинансирование)

1 500

6 000

 

до 2011 года

3

Строительство а/дороги Шея-Арылах(Т-Жархан) (софинансирование)

1 000

4 000

 

до 2011 года

4

Ямочный ремонт а/дороги Жархан

800

 

 

до 2010 года

5

Ямочный ремонт а/дороги Мар-Кюель

500

 

 

до 2010 года

7

Приобретение и установка дорожных знаков

200

300

400

 

 

ИТОГО:

13 000

25 000

30 000

 

 

Транспорт

Грузовые автотранспортные перевозки

Крупными предприятиями занимающимся грузовыми автоперевозками в Сунтарском улусе являются: ООО «Сунтарцеолит», филиал Сунтарского района ГУП «ЖКХ РС (Я)» и ОАО «Сунтаравтодор».

За 2007 год всего перевезено груза – 28,0 тыс.тонн различного груза, за 2008 год – 51,2 тыс.тонн, что в динамике составляет – 183%. Всего грузооборот составил в 2007 году – 2247,3 тысячи тонно-километров, в 2008 – 2926,6 тысяч тонно-километров, что в динамике составляет – 130,2%.

Грузовые перевозки с разбивкой по предприятиям представлены в следующей таблице:

 

Предприятия

Факт 2007 г.

Факт 2008 г.

В % 2008г. к 2007г

 

всего

на комм-й основе

всего

на комм-й основе

всего

на комм-й основе

Перевезено грузов (тыс.тонн)

Всего по улусу:

28,0

12,2

51,2

37,5

183,0

306,3

ООО «Сунтарцеолит»

22,2

11,97

33,0

28,4

148,8

237,2

ФСР ГУП «ЖКХ РС (Я)»

0,27

0,27

0,34

0,34

128,5

128,5

ОАО «Сунтаравтодор»

5,5

0,0

17,9

8,75

326,9

 

Грузооборот (тыс.тонно-километров)

Всего по улусу:

2247,3

762,2

2926,6

2362,0

130,2

309,9

ООО «Сунтарцеолит»

2128,0

754,8

2500,1

2047,9

117,5

271,3

ФСР ГУП «ЖКХ РС (Я)»

7,4

7,4

10,9

10,9

147,0

147,0

ОАО «Сунтаравтодор»

51,9

0,0

415,6

303,2

801,4

-

ООО «Колос»

60,0

0,0

0,0

0,0

-

-

 

В 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается положительная тенденция к увеличению перевозки груза и грузооборота по предприятиям ООО «Сунтарцеолит», ФСР ГУП «ЖКХ РС (Я)» и ОАО «Сунтаравтодор». Основным видом деятельности ООО «Колос» является хлебопечение.

 

Пассажирские перевозки

Пассажирскими автоперевозками в Сунтарском улусе занимается муниципальное унитарное предприятие «Автомобильно-транспортное предприятие» МР «Сунтарский улус (район)», как внутри с.Сунтар так и по межпоселковым маршрутам Сунтар-Куокуну-Сунтар, Сунтар-Шея-Сунтар.

Целями программы развития предприятия являются:

  1. Удовлетворение спроса населения на услуги пассажирского автотранспорта;
  2. Сдерживание роста тарифов на перевозку;
  3. Безубыточная деятельность предприятия;
  4. Эффективное использование муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Пассажирские перевозки с разбивкой по маршрутам представлены в следующей таблице:

 

Маршрут

Кол-во пасс-в

Рейсов

Наполн-ть пасс-в, %

Выручка, тыс.руб.

Соотнош. выручки, %

Внутри с.Сунтар

63 100

1 779

84,5

981,1

37,5

Сунтар-Куокуну-Сунтар

4 586

110

99,3

660,7

25,3

Сунтар-Шея-Сунтар

3 142

90

83,1

374,7

14,3

Всего:

70 828

1 979

85,2

2 016,5

 

Заказные рейсы

3 424

93

87,7

598,4

22,9

Итого:

74 252

2 072

85,3

2 614,9

100,0

 

Всего пассажирооборот в 2008 году по МУП «АТП» составил 1 600,9 тысяч пассажиро-километров, в т.ч.: внутрипоселковый – 711,0 тысяч пасс/км, межпоселковые – 423,9 тысяч пасс/км, заказные – 466,0 тысяч пасс/км.

 

Основные параметры развития МУП «АТП» с 2009 по 2011 годы:

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

Количество маршрутов

ед.

4

6

9

Количество автобусов

ед.

6

6

7

Количество микроавтобусов

ед.

2

3

4

Количество пассажиров

тыс.чел

97

110

122

Доходы

тыс.руб.

4222

5400

6570

Расходы

тыс.руб.

5360

6600

8000

Прибыли, убытки

тыс.руб.

-1138

-1200

-1430

Дотации на покрытие убытков

тыс.руб.

960

1200

1500

Прибыль , непокрытые убытки

тыс.руб.

-178

0

70

Численность по предприятию

чел.

18

20

21

в т.ч. водителей автобусов

чел.

6

8

8

 

Маршрут

Кол-во пасс-в

Рейсов

Наполн-ть пасс-в, %

Выручка, тыс.руб.

Соотнош. выручки, %

Внутри с.Сунтар

63 100

1 779

84,5

981,1

37,5

Сунтар-Куокуну-Сунтар

4 586

110

99,3

660,7

25,3

Сунтар-Шея-Сунтар

3 142

90

83,1

374,7

14,3

Всего:

70 828

1 979

85,2

2 016,5

 

Заказные рейсы

3 424

93

87,7

598,4

22,9

Итого:

74 252

2 072

85,3

2 614,9

100,

 

Для достижения поставленных задач планируется обновить автопарк:

  1. Изыскать средства на приобретение нового автобуса и микроавтобусов.

в 2009 году – 2 микроавтобуса на 12 мест;

в 2010 году – 1 микроавтобус на 12 мест;

в 2011 году – 1 микроавтобус на 12 мест, 1 автобус ПАЗ-3205.

  1. С 2010 открыть СТО.

Изучить вопрос внедрения стыковочных рейсов до г.Якутск совместно с АТП Вилюйской группы районов.

Водный транспорт

Водный транспортный комплекс улуса состоит из маломерных судов и паромов ООО «Сунтарцеолит», ООО «Айан-Суол», администрации СП «Хаданский наслег», СП «Вилючанский наслег», ИП «Ордахов».

В настоящий момент износ речного транспорта улуса составляет 40-50%, что влияет на качество предоставления услуг по перевозке пассажиров и транспорта.

  • ежегодно в бюджете МР предусматриваются средства на возмещение разницы стоимости проезда граждан речным транспортом по маршруту Крестях-Вилючан-Крестях.

В ходе реализации программы планируется приобретение:

  1. 1 единицы судна на воздушной подушке в 2012 г;
  2. 1 единицы парома СПЖ в 2011г.

Воздушный транспорт

Согласно Программе оптимизации аэропортовой деятельности на базе имущественного комплекса ГУП «Аэропорт Сунтар» 01 июля 2004 года создан филиал «Аэропорт Сунтар» ГУП «Дирекции аэропортов Республики Саха (Якутия)».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2007 года №1540-р изменен вид и наименование ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)» на Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера».

Филиал «Аэропорт Сунтар» ФКП «Аэропорты Севера»является воздушными «воротами» Сунтарского улуса. Важность аэропорта тесно связана  с географическими положениями и природными условиями региона, состоянием и  перспективами развития его экономики.   В силу специфики географического положения и природных условий для экономики  региона и жизнеобеспечения ее населения – особое значение имеет состояние транспортной инфраструктуры. Воздушный транспорт играет важную роль в пассажирских и грузовых перевозках. Авиалинии представляют собой основные транспортные артерии, обеспечивающие круглогодичную и оперативную связь между столицей Республики и ее улусами.

Пассажирские перевозки осуществляются авиакомпаниями «Якутия», «Полярные авиалинии», «Илин» и др.

 

Перспективный план деятельности филиала «Аэропорт Сунтар»

ФКП «Аэропорты Севера»

Отправлено

План 2009г

2010г

2011г

2012г

пассажиров, человек

7 225

7325

7525

8000

груза, тонн

1,1

1,5

1,6

1,8

почты, тонн

4,0

4,2

4,4

4,5

самолето-вылеты

257

258

260

265

 

 

Списочная численность работников филиала в 2008 году составило 39 человек, а среднемесячная номинальная заработная плата составляет – 26045,8 рублей.

В плане строительных и ремонтных работ филиала «Аэропорт Сунтар» с 2009 по 2015 гг. заложены следующие виды работ:

  1. Строительство нового арочного гаража 30х15 для пожарных автомашин с помещениями для СПАСОП;
  2. Расширение пункта досмотра стерильной зоны аэровокзала;
  3. Капитальный ремонт двух 2-х квартирных ведомственных жилых домов;
  4. Строительство жердевого ограждения аэродрома. Периметр – 6 км.;
  5. Строительство металлического ограждения дизельной станции. Периметр – 44 м.;
  6. Доработка склада ГСМ:

- устройство бетонных опор под емкости ГСМ;

- бетонная обваловка;

- устройство бетонного уловителя нефтепродуктов;

- металлическое ограждение;

- замена деревянных лестниц и трапов на металлические.

  1. Ремонт ГВПП:

- топосъемка ГВПП;

- расчет объема грунта для ремонтных работ;

- отведение карьера для выработки грунта.

 

  1. Капитальный ремонт гаража на 8 боксов для служебных автомашин филиала.

На территории муниципального района «Сунтарский улус (район)» находятся 4 труднодоступных населенных пункта: 

1. с.Тюбяй-Жархан – расстояние от федеральной дороги 16 км, с населением 698 человек.

  1. с. Вилючан – расстояние от федеральной дороги 65 км, с численностью населения  685 человек.
  2. с. Нахара – расстояние от федеральной дороги 35 км, численностью населения 130 человек.
  3. с. Туойдах – расстояние до центра улуса с. Сунтар 20,3 км., с численностью населения  189  человек.

Автодороги вышеперечисленных населенных пунктов находятся в муниципальной собственности улуса, на содержание муниципальных автодорог район испытывает недостаток средств.

5. Речная переправа через р. Вилюй во время ледостава октябрь-ноябрь месяц и во время весеннего разрушения льда под с. Устье-Сунтар и с. Крестях. В этот период прерывается  наземная связь заречных населенных пунктов с центром улуса с. Сунтар. 

Ежегодно в летнее время года автодороги становятся недоступными от центра улуса и к федеральным дорогам. Население этих поселений передвигаются своим ходом из-за непроходимости автотранспортов, также из-за недоступности, учреждения и организации в работе встречают ряд препятствий. Поставки продуктов питания, и медикаментов первой необходимости становятся невозможными. Фельдшерские пункты встречают трудности  по перевозке больных в центр улуса, в том числе нуждающиеся население на медицинские услуги.

В летний период на речной переправе Устье-Сунтар, Крестях-Мирный ч/з р. Вилюй по федеральной автомобильной дороге действуют 4 плавучих средства (1- паром СПЖ и 3- баржи 50тн. с буксиром БМК).  За сезон переправляются 35 100 ед. автотранспортной и иной техники.  Плавучие средства очень устарелые  и требуют  дополнительных  средств на ремонт и на восстановление. Всё труднее становится обеспечение надежности и технической готовности плавучих   средств.

Учитывая вышеизложенное, в целях эффективности работы и для обеспечения доступности населения от центра необходимо приобретение по ГЦП  «Развитие транспортного комплекса РС (Я) на 2007-2011 годы и основные направления до 2015 года»по программному проекту «Приобретение транспорта повышенной проходимости» на:

- пневмовездехода «Трекол»;

- парома СПЖ;

- судна на воздушной подушке.